Рекомендации по осуществлению мониторинга комиссиями по мониторингу качества питания (бракеражных комиссий)
Рекомендации
по осуществлению мониторинга
комиссиями по мониторингу качества питания
(бракеражных комиссий)
- Задачами комиссии по мониторингу качества питания являются контроль за:
- организацией работы на пищеблоке, в столовой;
- качеством продуктов питания, условиями их транспортировки, доставки, разгрузки, хранения;
- сроками реализации продуктов;
- качеством приготовления пищи;
- соответствием пищи физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах;
- соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока.
2. Комиссия выполняет отнесенные к ее компетенции функции согласно принципам добросовестности, компетентности, разумности, честности и прозрачности.
3. Председателем комиссии является руководитель организации образования.
Состав бракеражной комиссии утверждается приказом руководителя организации образования с обязательным включением медицинского работника, членов администрации, заведующего производством, представителей родительского комитета и попечительского совета.
Количество членов бракеражной комиссии должно быть не менее 7 человек, в том числе не менее 3-х человек из числа родительской общественности данной школы. Отсутствие отдельных членов Комиссии не является препятствием для ее деятельности.
Рекомендуется ежегодное обновление состава комиссии.
- Циклограмма деятельности комиссии:
Ежедневно медицинский работник или ответственное лицо:
- проводит органолептическую оценку качества готовых блюд с внесением записей в журнал органолептической оценки качества блюд и кулинарных изделий.
Еженедельно Комиссия:
- осуществляет контроль за качеством используемых продуктов питания (копии документов, подтверждающих качество продуктов питания, хранятся в отдельной папке);
- осуществляет контроль за правильностью составления меню;
- осуществляет проверки качества питания без предварительного предупреждения работников пищеблока и (или) поставщика услуги с оформлением акта мониторинга качества питания.
Ежеквартально итоги работы комиссии оформляются в виде информации с последующим их рассмотрением на педагогическом совете организации образования и размещением на интернет-ресурсе организации среднего образования.
В мае, январе месяцах каждого года итоги деятельности комиссии рассматриваются на общем родительском собрании.
Бракеражной комиссии необходимо:
- периодически присутствовать при закладке основных продуктов;
- осуществлять контроль за качеством продуктов питания, наличием документов, удостоверяющих их качество (ксерокопии данных документов хранятся у председателя бракеражной комиссии);
- проверять выход блюд, соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей;
- проводить органолептическую оценку готовой пищи (определять ее цвет, запах, вкус, консистенцию, жесткость, сочность и т. д.) в соответствии с методикой проведения с занесением результатов органолептической оценки в «Журнал бракеража готовой продукции», заверять оценку личными подписями членов комиссии;
- руководствоваться требованиями к технологии и качеству приготовления блюд и кулинарных изделий в соответствии с «Технологическими картами» при проведении бракеража;
- осуществлять свои функции в специально выдаваемой чистой одежде (халате, комбинезоне, головном уборе, обуви и т.п.).
- Результатом деятельности бракеражной комиссии является:
- незамедлительное расторжение Договора с поставщиком в случае отравления детей, взрослых по вине поставщиков услуги, товаров, при подтверждении результатами проведенных проверок согласно Предпринимательскому Кодексу Республики Казахстан и направление искового заявления в суд для признания поставщика недобросовестным;
- при выявлении нарушений бракеражная комиссия:
- ставит в известность поставщика услуги, товаров и руководителя организации образования о выявленных нарушениях;
- направляет в течение 1 (одного) рабочего дня в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения обращение с указанием выявленных нарушений с приложением акта проверки с целью инициирования внеплановой проверки;
- предоставляет 5 (пять) рабочих дней на устранение нарушений;
- при повторном выявлении нарушений, бракеражная комиссия:
- ставит в известность поставщика услуги, товаров (при наличии) и руководителя организации образования о выявленных нарушениях;
- направляет в течение 1 (одного) рабочего дня в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения обращение с указанием выявленных нарушений и приложением акта проверки с целью инициирования внеплановой проверки;
- в течение 3 (трех) рабочих дней после получения результатов повторной внеплановой проверки территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с выявленными грубыми нарушениями, утвержденными совместным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 июня 2017 года № 463 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июля 2017 года № 285 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения» подает на действующего поставщика иск в суд для расторжения договора и признания его недобросовестным поставщиком;
- организует ежедневный контроль качества питания до решения суда.
Анализ деятельности комиссий по мониторингу за качеством питания и принятие мер по эффективной организации питания школьников осуществляется уполномоченным органом в области образования и Межведомственной экспертной группой по контролю за качеством питания.
АКТ мониторинга качества питания
Дата ____________
№_______________
Организация образования ________________________________________________
Поставщик услуги (при наличии)____________________________________________
Комиссия в составе:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провели проверку столовой, пищеблока по следующим параметрам:
Показатель | Требуется | Соответствует | Не соот-ветствует | Примечание | ||
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта действующим требованиям | ||||||
Качество продуктов питания, условия их транспортировки, доставки, разгрузки | ||||||
Соответствие ежедневного меню перспективному меню | ||||||
Соблюдение графика работы столовой | ||||||
Соблюдение интервала между приемами пищи и графика питания по классам | ||||||
Наличие утвержденного прайса на свободное меню | ||||||
Организация питьевого режима | ||||||
Качество готовой продукции | ||||||
Наличие контрольного блюда | ||||||
Органолептические свойства приготовленной продукции | ||||||
Соответствие технологической карте | ||||||
Контрольное взвешивание 10 порций | ||||||
Линия раздачи (мармиты) 1 блюдо | ||||||
Линия раздачи (мармиты) 2 блюдо | ||||||
Линия раздачи (мармиты) 3 блюдо (запрещено остужать в алюминиевой посуде) | ||||||
Состояние разносов (запрещено использование влажных) | ||||||
Правильность хранения столовых приборов (наличие кассет и хранение ложек, вилок ручками вверх) | ||||||
Витаминизация блюда | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Наличие реализации товаров, которые не связаны с питанием | ||||||
Организация приема пищи | ||||||
Количество посадочных мест | ||||||
Количество раковин для мытья рук | ||||||
Наличие мыла | ||||||
Наличие сушилок | ||||||
Состояние мебели | ||||||
Средства для обработки столов | ||||||
Состояние столовой и кухонной посуды, столовых приборов | ||||||
Достаточность и наличие запасного комплекта посуды | ||||||
Санитарное состояние столовой | ||||||
Уборочный инвентарь (маркировка, отдельное место хранения) | ||||||
Состояние помещений пищеблока | ||||||
Наличие вывески «Правила мытья посуды» | ||||||
Исправность систем горячего и холодного водоснабжения, водонагревателей | ||||||
Исправность систем водоотведения | ||||||
Исправность систем отопления | ||||||
Исправность систем освещения | ||||||
Наличие на пищеблоках защитной арматуры на светильниках, светильников с влаго-защитным исполнением | ||||||
Наличие условий для мытья и обработки столовой и отдельно для кухонной посуды | ||||||
Наличие моющих средств | ||||||
Условия хранения и маркировка моющих средств (отдельно в закрытой посуде) | ||||||
Соблюдение сроков хранения моющих средств | ||||||
Наличие сертификатов на моющие средства | ||||||
Наличие ёмкости для сбора пищевых отходов | ||||||
Маркировка емкости для сбора пищевых отходов | ||||||
Обработка емкостей для пищевых отходов (чем обрабатываются и кто ответственный) | ||||||
Соблюдение поточности: - сбора «грязной» столовой посуды -процесса мытья и обработки - хранения чистой столовой посуды | ||||||
Наличие графика уборки | ||||||
Соблюдение условий хранения продуктов | ||||||
Склады | ||||||
Хранение сыпучих продуктов на поддонах, подтоварниках, стеллажах | ||||||
Соблюдение температурно-влажностного режима. Наличие термометра, гидрометра на складе | ||||||
Соблюдение товарного соседства | ||||||
Наличие и соблюдение сроков годности на продуктах питания | ||||||
Хранение овощей в ларях, подтоварниках, в маркированных ёмкостях на поддонах | ||||||
Санитарное состояние складов | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Холодильники | ||||||
Маркировка о предназначении холодильного оборудования | ||||||
Наличие термометров | ||||||
Соблюдение товарного соседства | ||||||
Наличие и соблюдение сроков годности на продуктах питания | ||||||
Санитарное состояние холодильного оборудования | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Условия и правильность хранения суточных проб | ||||||
Мясной цех | ||||||
Маркировка оборудования и инвентаря | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Овощной цех | ||||||
Маркировка оборудования и инвентаря | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Мучной цех | ||||||
Маркировка оборудования и инвентаря | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Хлебный цех | ||||||
Маркировка оборудования и инвентаря | ||||||
Наличие 1% раствора уксуса для обработки полок для хранения хлеба | ||||||
Наличие емкости и щетки для сбора крошек хлеба | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие запрещенных продуктов | ||||||
Варочный цех | ||||||
Маркировка оборудования и инвентаря | ||||||
Исправность и состояние электрооборудования | ||||||
Наличие заземления, наличие резиновых ковриков | ||||||
Состояние механической вентиляции (вытяжки) | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Наличие условий для мытья и сушки рук персоналом. Соблюдение личной и производственной гигиены сотрудников столовой | ||||||
Хранение и использование яиц | ||||||
Наличие документов, удостоверяющих качество и безопасность | ||||||
Условия хранения яиц | ||||||
Емкость с маркировкой для мытья и обработки яиц | ||||||
Средство для мытья яиц | ||||||
Наличие бактерицидной лампы | ||||||
Буфет | ||||||
Перечень ассортимента реализуемой буфетной продукции (прайс-лист) заверенный печатью или подписью | ||||||
Наличие ценников | ||||||
Соблюдение условий хранения | ||||||
Соблюдение условий и сроков реализации | ||||||
Санитарное состояние | ||||||
Наличие изготовления, реализации и использование запрещенных блюд и продуктов | ||||||
Документы | ||||||
Договора с поставщиками продуктов питания | ||||||
Уведомление (разрешение на перевозку продуктов) на автотранспорт | ||||||
Сертификаты, декларации о соответствии | ||||||
Срок реализации поступившей продукции | ||||||
Доброкачественность поступившей продукции, соответствие нормам | ||||||
Технологические карты приготовления блюд | ||||||
Бракеражный журнал скоропортящейся пищевой продукции и полуфабрикатов | ||||||
Журнал «С-витаминизации» | ||||||
Журнал органолептической оценки качества блюд и кулинарных изделий | ||||||
Ведомость контроля за выполнением норм пищевой продукции за _____месяц ____г. | ||||||
Наличие личных медицинских книжек сотрудников пищеблока на рабочем месте с отметкой о прохождении медосмотра и гигиенического обучения | ||||||
Наличие у работников пищеблока посторонних предметов, гнойничковых заболеваний и микротравм | ||||||
Журнал «Здоровье» о результатах осмотра работников пищеблока | ||||||
Журнал проведения генеральных уборок | ||||||
Журнал регистрации температурного режима холодильников | ||||||
Наличие программы производственного контроля | ||||||
Бытовая комната | ||||||
Наличие запасных комплектов специальной одежды | ||||||
Наличие шкафа для хранения личных вещей сотрудников | ||||||
Наличие шкафа для хранения специальной одежды | ||||||
Душевая комната, санузел | ||||||
Внешний вид сотрудников столовой (чистота формы, аккуратность, работают ли в полном комплекте спецодежды) | ||||||
Уборочный инвентарь, их достаточность, наличие маркировки | ||||||
Наличие отдельного помещения (специальных мест) для хранения уборочного инвентаря, маркировки | ||||||
Наличие дезинфицирующих средств, сопроводительных документов. Условия для их хранения. | ||||||
Наличие москитной сетки | ||||||
Итого | ||||||
В результате проверки установлено:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи комиссии:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставщик (при организации питании поставщиком услуги) и/или ответственный повар (при организации питания организацией образования) ознакомлен __________ (подпись)