Декада горячего питания
Доклад на родительское собрание
Тема:Здоровое питание школьников
Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками ? Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более. Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Чем кормить школьника
Чем же кормить школьника? По мнению врачей-педиатров, каждый ребенок должен получать с едой полный набор необходимых микроэлементов и витаминов. На столе в обязательном порядке должны быть молоко, творог,масло— в них содержитсявитамин A, важный для иммунитета, зрения, работы желудочно-кишечного тракта.Провитамин А, из которого в организме синтезируется витамин A, есть в шпинате, моркови, помидорах, салате, зеленом горошке, петрушке, фасоли.
Многие мамы, боясь, что ребенок потолстеет, ограничивают его в хлебе. На самом деле хлеб детям необходим — в нем естьвитамин B1, ответственный за выносливость, крепкую нервную систему, нормальный обмен веществ. Без него школьник будет быстро уставать и не осилит науки. Врачи-педиатры советуют приучать ребенка к хлебу пшеничному из муки грубого помола или ржаному (если нет запрета или ограничений со стороны гастроэнтеролога!) — именно в данных изделиях больше витаминов группы B. Крупы, дрожжи, горох, свинина, курятина тоже содержат витамин B1. Необходим растущему организму ивитамин B2(участвующий в белковом обмене) — его необходимо искать в твердом сыре или мясе.
Что бы частые простуды не выбивали школьника из учебной колеи, обеспечьте его запасамивитамина C— цитрусовыми, сладким перцем, капустой,клюквой, черной смородиной,крыжовником, малиной, другими фруктами и ягодами. Выходить к доске, как на праздник, поможетвитамин Рукрепляющий нервы. Его источники — рис, картофель, пшено, ячмень. Нужен детворе ивитамин K, для обеспечения нормальной свертываемости крови. Это vita-вещество находится в зеленых лиственных овощах. И, конечно, ребенку нужно хорошо расти. В этом ему помогутвитамин Е(зеленый горошек, растительные масла, орехи, семена подсолнечника) ивитамин D— он находится в яйцах (вот почему их надо давать школьнику как минимум 2-3 раза в неделю!), сливочном масле, всех видах сыра, рыбьем жире, кукурузе, пророщенных зернах пшеницы, оливках.
Важны для подрастающего поколения и микроэлементы — калий, кальций, фосфор, магний, цинк, йод, медь, железо. Их поставщики — фрукты, овощи, молочные продукты. Составляя меню школьника, следите, чтобы он получал необходимое количество углеводов, белков и жиров, причем не только животных, но и растительных.
Вышеуказанный полезный набор актуален для школьников всех возрастов, отличие лишь — в размере порций. Первоклассникам (6 лет) будет достаточно 2000 ккал, ученикам младших классов (7-10 лет) — 2350 ккал, школьникам (11-13 лет) — 2500 ккал, подросткам от 14 лет и старше — девушкам 2600 ккал и юношам 3000 ккал. Если школьник занимаетсяспортом, энергетическая ценность его рациона должна быть на 300-500 ккал больше. И, конечно же, весь витаминно-минеральный состав не проглатывается за один раз — школьники должны кушать 4—5 раз в день.
Режим и организация питания школьника
Даже если ребенок получает весь витаминный арсенал, он может болеть. Важно, в какое время ребёнок получает те или иные продукты. Например, если часто пропускает занятия из-за насморка (хотя содержащие витамин C фрукты поглощает каждый день), виноват может быть неправильный завтрак. При хроническом насморке не следует утром кушать творог, йогурт, твердый сыр, сырые овощи, цитрусовые, бананы. Их нужно есть позже — на второй завтрак или не полдник. Утро в этом случае надо начинать с каш (овсяной или пшенной). Причем геркулес стоит варить, а не запаривать водой или молоком: потребуется больше энергии для его переваривания.
Важно сколько ребенок пьет воды. У растущего организма немалые потребности в воде. Ученики младших классов должны в день выпивать не менее 1-2 л, а старшеклассники — 2-2,5 л. Для этого кладите в портфель бутылочку с чистой водой. А вот от спрайта,фанты и прочих сладких газировок, изобилующих синтетическими элементами, детишек желательно ограничить. У ребятишек есть тяга к сладкой воде — уж очень она вкусна. Однако вкусное обязано быть еще и полезным. Сладкие газированные напитки лучше заменитьнатуральным квасом, — это энергетический продукт, богатый витаминами, поэтому он очень нужен детям и подросткам.
Заметили, чтопитаниерифмуется с воспитанием? огромноезначение имеет психологическая «погода»: то, как подается еда и в какой обстановке поедается. Детвора обладают природным чутьем что, когда и как им необходимо есть. Родители, увы, частенько их одергивают, лишая полезных привычек. Так, многим детям нравится жевать хлеб после, а не во время еды (что отлично сказывается для его усвоения). Взрослые же заставляют заедать хлебом различные блюда.
Часто детишки едят медленно, тщательно пережевывают пищу. Родители подгоняют их — от этого у детей портятся желудки. Нередко ребенок чувствует, сколько надо ему съесть, и большую порцию, отставляет в сторону. А родители заставляют съедать все. Отсюда у многих дошколят и школьников лишний вес. Впрочем, цивилизация берет свое — у детишек формируются вредные пристрастия в питании. И в каждом возрасте — свои.
Вредные привычки в питании школьников
У младших школьниковпроявляется непомерная тяга к киндер-сюрпризам,шоколадным батончикам и прочим соблазнам в ярких обертках. При этом 7-9-летки могут с большой неохотой есть картошечку ,котлетки, приготовленные дома.
Почему? Ребятишкам сахар нужен для нормального роста, поэтому в обожании шоколадок нет ничего необычного. Плюс ко всему для детей в еде важна эстетика их привлекает все необычное и феерическое. Но есть и более глубинные причины. Возможно, родители перекармливают ребенка, заставляют его есть. Вот у него и формируется протест против супов да отбивных, а выражается он в тяге к конфетам да эклерам.
Что делать? Многие фабричные сладости содержат химические добавки, абсолютно не нужные детскому организму. Ребятишек стоит отучать от покупных лакомств. Как именно — это дело каждой семьи, тут подход индивидуальный. Главное — без давления и угроз. Попробуйте метод замещения: вместо магазинных кондитерских чудес предлагайте ребенку домашние пироги, торты. Чаще покупайте фрукты-ягоды, а также изюм, курагу, прочие натуральные вкусности. Кстати, чрезмерная любовь к сладкому может сигнализировать о сбоях в организме (к примеру, о наличиигельминтов). Поэтому, если ребенок ест конфеты килограммами, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.
Подростков-мальчиковтеперь не нужно заставлять есть — тинейджеры кушают часто и с завидным аппетитом. Но есть другой нюанс. По данным соц-опросов, слабоалкогольные напитки школьники пробуют уже с 10-13 лет. Между тем, одна бутылка легкого слабоалкогольного напитка (в зависимости от крепости) равна 50-100 г водки! Алкоголь даже в слабой концентрации уничтожающе действует на печень и подавляет выработку половых гормонов — как у юношей, так и у девушек. Посему пить его во время полового созревания нельзя.
Почему? Любой хмельной напиток на время вызывает эйфорию, заглушает психологические проблемы. А их в переходном возрасте много — неуверенность в себе, неумение общаться с окружающими и др. К тому же, алкоголь объединяет. Отрокам, которым важно «кучковаться», бутылка джин-тоника, пусть ненадолго, но помогает найти общий язык друг с другом, стать частью компании.
Что делать? Лучшая защита — это профилактика. Постарайтесь найти контакт со своим ребенком и рассказать о вреде алкоголя. Конечно же, по-дружески, без высокомерия и ультиматумов. Политика ремня и нотаций даст обратный эффект. А если это все-таки произошло, нужно увидеть психологическую причину, откровенно поговорить с ребенком, возможно, обратиться за помощью к специалисту.
У подростков-девочекиная проблема. Чтобы стать стройнее или сохранить фигуру, они исключают из своего рациона различные калорийные продукты, а порой и вовсе отказываются есть Медики считают, что будь какие диеты для похудения школьницам противопоказаны — это сказывается на развитии, росте, в целом ухудшает состояние здоровья. Но мечта об идеальной фигуре оказывается сильнее разумных доводов.
Почему? Проблема тоже психологическая — комплекс неполноценности,страхоказаться отвергнутой, не вписаться в стандарты общества, неприятие своей женской сути или нагрянувших физиологических перемен.
Что делать? Направить все силы, дабы повысить у девушки самооценку: хвалить ее внешность, обаяние, способности. Склонную к полноте барышню можно записать на восточные танцы, чтобы она поняла плюсы своего телосложения и почувствовала себя привлекательной.
Ключ без права передачи в каждой семье свой. Внимание и чуткость — это, пожалуй, основные условия для того, чтобы ребенок в любом возрасте радовал отменным аппетитом.
Правильная
организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не
только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового
созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.
Подготовила: Алшынбек А.А., учитель начальных классов
общеобразовательная школа №17 имени Ивана Трубицына
Воспитательный час
по теме:
«Секреты здорового питания»
4 «В» класс
Дата проведения: ____________
Подготовила и провела: Демко О.В.
2018 -2019 уч.год
Тема: «Секреты здорового питания»
Цель:
1)Формировать у учащихся представления о здоровом питании, о значении питания для человека.
2)Развивать умения правильно питаться.
3)Воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование:презентация «Самые полезные продукты», карточки для игры «Полезные и неполезные», памятки о здоровой пище.
Ход классного часа
I. Вступительная часть.
Вступительное слово учителя. Мотивация.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На занятие торопит нас –
Классный час у нас сейчас.
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение.
- Покажите мне своё настроение!
-Поделитесь своим хорошим настроением с товарищем!
- Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил радость!
II. Основная часть.
- Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
(соблюдать чистоту, правильно питаться, соблюдать режим дня, избавляться от вредных привычек, больше двигаться).
- «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.
Тема нашего классного часа «Секреты здорового питания».
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.
За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями .
Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)
- Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).
-Расскажите, что вы любите есть?
- Всё ли это полезно?
Презентация «Самые полезные продукты»
- Давайте посмотрим презентацию, которую составил Зенин Юра о полезных продуктах.
- О каких полезных продуктах рассказал Юра?
- Почему они полезны?(содержат элементы, которые нужны организму для правильного развития).
Игра «Полезные и не полезные».
- Еда может быть полезной и вредной. В полезной еде живут витамины, которые помогают нам расти здоровыми, а во вредной - пищевые добавки, которые не полезны для нашего организма.
- Ребята, я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо–дерево, на котором растут полезные продукты.
- По периметру класса расклеены картинки, с изображением продуктов питания. Давайте полезные продукты разместим на дереве, а вредные положим в корзину: молоко, мясо, рыба, масло, виноград, смородина, чипсы, сухарики, газировка, хлеб, морковь, мёд, жевательная резинка.
Вот так чудо дерево получилось! Полезными витаминами оно распустилось, Мы запомним навсегда- Для здоровья нам нужна витаминная еда!
- У витаминов есть имена, их зовут…..(А, В, С, Д, Е).
(Дети рассказывают сообщения о витаминах А, В,С,Д).
Витамин А
У вас снижается зрение ? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня . Догадались кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами ребята!
Витамин В.
Ну а если вам не хватает –витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам , как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…
Витамин С
А вот и я –самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: в плодах шиповника, в лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе и т.д. Догадались, кто я? Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин Д
Я - редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов –витамин Д ! Меня можно найти в сливочном масле, в яйце, в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит.
-Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно есть продукты, содержащие витамин А. Назовите эти продукты. (оранжевые и красные овощи и фрукты).
- Предлагаю подойти к столу и выпить напиток здоровья.
-Из чего сделан этот сок.(из яблок)
- Вкусно?
- А главное полезно для организма!
(Усаживаются)
- Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Поведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
- Ребята, хотелось бы вам, чтобы у вас в желудке были такие продуктыкак в корзине?
- Как вы думаете, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду?(потому что в них содержатся пищевые добавки, которые пагубно влияют на организм человека).
-Легко ли отказываться от любимых, но не полезных продуктов питания? (Нет) Но возможно?
- Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Но как выбрать из всего многообразия овощей самый полезный?
Давайте посмотрим сценку «Спор овощей» и, возможно тогда найдем ответ на этот вопрос.
Сценка «Спор овощей».
Учитель:
Ждут здесь овощи ребят,
Кто нужней они узнать хотят!
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Ведущий:
Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Ведущий:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала…
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Ведь для винегрета
Лучше свеклы нету!
Капуста:
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким
Ведущий:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Ведущий:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще
И тогда как верный друг,
К вам придет зеленый… лук!
Лук:
Я -приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг
Я простой зеленый лук!
Картошка:
Я картошка, так скромна –
Слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Ведущий: Спор давно кончать пора!
(Стук в дверь).
Овощи: Кто-то кажется, стучит…
(Входит доктор)
Доктор:
Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Доктор:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Овощи (хором):
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
Учитель: Все овощи важны и полезны.
Тест.Правильно ли ты питаешься?
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3.Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12.Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов:
«А» – 2 балла, «Б» – 1 балл, «В» – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
Режим питания
Наш организм в течение дня выдерживает колоссальные нагрузки. А как мы заботимся о нем?
-Начнем с завтрака: у школьников самый работоспособный период с 9 -11 часов утра, поэтому полноценный завтрак вам просто необходим.
-Завтрак начинайте с фруктов. Они хорошо усваиваются на голодный желудок, перевариваются 15 минут и стимулируют работу кишечника. Человек должен начинать свой день сытым: «накормите» свой желудок теплой пищей и увидите: ваша голова будет лучше соображать. Около 12 часов нелишним будет второй завтрак: фрукты, бутерброды, чай. Но есть все это нужно не всухомятку, а сидя за столом и обязательно запивая напитком.
-Обед также должен быть полноценным: обязательно горячее, вторые блюда, чай. Половина употребляемой пищи должна быть овощной. Всегда съедайте чуть – чуть десерта – наступит полное насыщение.
-После богатого углеводами обеда выждите не менее 3 часов. Пейте много чая: в нем содержатся полезные вещества, помогающие избавиться от излишков жира.
-А вот ужин должен быть легким: овощной салат, фрукты, каши.
-Никогда не пропускайте еду. Ешьте 3- 4 раза в день в одно и то же время. Помните: чувство голода не допустимо.
-Когда Суворова спросили, в чем заключается секрет долголетия, то он поделился своим правилом питания: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».
Правило знать ты должен одно:
Надо съесть все, что на завтрак дано!
С другом обед раздели ты, дружок
И будет полезная пища впрок!
Ужин обильный не нужен никак
Пусть наедается на ночь твой враг!
Давайте сделаем вывод:правильное питание нужно для чего? (При здоровом питании снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, повышается работоспособность)
III. Заключительная часть.
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
- Я хочу подарить вам памятку о здоровой пище.
Памятка
- В питании всё должно быть в меру;
- Пища должна быть разнообразной;
- Еда должна быть тёплой;
- Тщательно пережёвывать пищу;
- Есть овощи и фрукты;
- Есть 3-4 раза в день;
- Не есть перед сном;
- Не есть копчёного, жареного и острого;
- Не есть всухомятку;
- Меньше есть сладостей;
- Не перекусывать чипсами, сухариками.
Это интересно!
Укрепляют память:морковь, авокадо, ананас.
Помогают концентрировать внимание:орехи, креветки, лук.
Лимон- облегчает восприятие информации, ударная доза витамина С повышает работоспособность.
Капуста- снижает активность щитовидной железы, хорошо снимает нервозность и успокаивает.
Черника- способствует улучшению кровообращения головного мозга, положительно влияет на зрение.